Основания и порядок проведения внеплановых проверок деятельности коллекторов

12 февраля 2020

УФССП России по Ленинградской области информирует о составе, последовательности и сроках выполнения административных процедур (действий), а также требованиях к порядку их выполнения, предусмотренных «Административным регламентом исполнения Федеральной службой судебных приставов государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности» (далее – Административный регламент), утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2016 №332.

 

Исчерпывающий перечень административных процедур предусмотрен п.21 ч.III  Административного регламента:

1) формирование ежегодного плана проведения плановых проверок;

2) проведение плановых проверок юридических лиц;

3) проведение внеплановых проверок юридических лиц;

4) оформление результатов проверки.

Основания, порядок проведения внеплановых проверок юридических лиц, а также порядок оформления результатов внеплановых проверок предусмотрены п.п.39-49 ч.III  Административного регламента.

Основанием для начала административной процедуры являются:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом выданного территориальным органом ФССП России предписания;

2) поступление в территориальный орган ФССП России сведений о фактах нарушения юридическим лицом обязательных требований;

3) поступление в территориальный орган ФССП России сведений о фактах несоответствия юридического лица, его учредителей (участников), органов и работников обязательным требованиям;

4) наличие решения руководителя территориального органа ФССП России о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов  по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в территориальный орган ФССП России, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в настоящем пункте Административного регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Должностными лицами, ответственными за выполнение административной процедуры, являются должностные лица территориальных органов ФССП России, проводящие внеплановую проверку.

Внеплановые проверки деятельности юридических лиц могут проводиться должностными лицами ФССП России в соответствии с решением директора ФССП России по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим подразделом Административного регламента.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний.

Внеплановая проверка проводится на основании решения руководителя территориального органа ФССП России, подготовленного в соответствии с типовой формой распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора).

 В решении руководителя территориального органа ФССП России указываются:

1) наименование территориального органа ФССП России, проводящего внеплановую проверку, а также вид надзора;

2) фамилии, имена, отчества (при наличии), должности должностных лиц территориального органа ФССП России, уполномоченных на проведение внеплановой проверки, а также привлекаемых к проведению внеплановой проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование, место нахождения юридического лица (его филиала, представительства, обособленного структурного подразделения), внеплановая проверка которого проводится;

4) цели, задачи, предмет внеплановой проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения внеплановой проверки, в том числе подлежащие внеплановой проверке обязательные требования;

6) сроки проведения (в рабочих днях, а для субъектов малого, среднего предпринимательства или микропредприятия – в часах) и перечень мероприятий по надзору, необходимых для достижения целей и задач проведения внеплановой проверки;

7) сведения об Административном регламенте;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения внеплановой проверки;

9) даты начала и окончания проведения внеплановой проверки, а также время начала и окончания (в часах) для субъектов малого, среднего предпринимательства или микропредприятия.

Внеплановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется территориальным органом ФССП России не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе по телефону, телеграфу, факсу, электронной почте.

Предварительное уведомление юридического лица о проведении внеплановой выездной проверки по основаниям, указанным в п.п.2-4 п.39 Административного регламента, не допускается.

Внеплановая проверка начинается с предъявления должностными лицами территориального органа ФССП России, проводящими проверку, служебных удостоверений и вручения под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица заверенной оттиском печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации копии решения руководителя территориального органа ФССП России. По требованию руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица должностные лица территориального органа ФССП России обязаны представить информацию об этом органе в целях подтверждения своих полномочий.

По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица должностные лица территориального органа ФССП России обязаны ознакомить подлежащих внеплановой проверке лиц с Административным регламентом.

Внеплановая документарная проверка проводится в соответствии с п.33-34 Административного регламента.

Внеплановая выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления                   его деятельности.

Внеплановая выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами территориального органа ФССП России, обязательного ознакомления руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица с решением руководителя территориального органа ФССП России о назначении внеплановой выездной проверки и с полномочиями проводящих внеплановую выездную проверку должностных лиц территориального органа ФССП России, а также с целями, задачами, основаниями проведения внеплановой выездной проверки, видами и объемом мероприятий по надзору, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к внеплановой выездной проверке (в случае их участия во внеплановой выездной проверке), со сроками и условиями ее проведения.

Результатом административной процедуры является: составление акта внеплановой проверки; выдача предписания; принятие решения об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра; направление материалов об административном(ых) правонарушении(ях) в уполномоченные в соответствии с компетенцией органы для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.

Способ фиксации результатов выполнения административной процедуры: акт внеплановой проверки; предписание; решение об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра; протокол об административном(ых) правонарушении(ях).

 

Порядок оформления и вручения проверяемому лицу результатов проверки, предусмотрено п.п.50-55 п.21 ч.III  Административного регламента.

Основанием для начала административной процедуры является завершение проверки, по результатам которой составляется акт.

Акт проверки составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.

Акт проверки составляется в соответствии с типовой формой акта проверки органом государственного контроля (надзора).

В акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа надзора (ФССП России/территориальный орган ФССП России);

3) дата и номер решения директора ФССП России (руководителя территориального органа ФССП России);

4) фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц ФССП России (территориального органа ФССП России), проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица указанного журнала;

9) подписи должностных лиц ФССП России (территориального органа ФССП России), проводивших проверку.

При составлении акта проверки должны быть обеспечены объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.

Результаты проверки, излагаемые в акте проверки, должны подтверждаться рабочей документацией по проверке.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в номенклатурном деле ФССП России (территориального органа ФССП России).

При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках надзора акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица ФССП России (территориального органа ФССП России), составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица.

При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица ФССП России (территориального органа ФССП России), составившего данный акт, проверяемому юридическому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым юридическим лицом.

П.п.56-57 ч.III  Административного регламента предусматривает право представления в ФССП России (территориальный орган ФССП России) в письменной форме юридическим лицом, в отношении которого проводилась проверка, возражений на акт проверки, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в нем, либо с выданным предписанием, в течение 15 дней с даты получения акта проверки. Возражения могут быть представлены в отношении акта проверки и (или) выданного предписания в целом или его отдельных положений.

При этом юридическое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в ФССП России (территориальный орган ФССП России). Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.

Письменные возражения по акту проверки приобщаются к материалам проверки.

ФССП России (территориальный орган ФССП России) рассматривает обоснованность полученных возражений по акту проверки и дает по ним письменное заключение. Указанное заключение утверждается должностным лицом ФССП России (территориального органа ФССП России), назначившим проверку. Один экземпляр заключения с копиями приложений направляется проверенному юридическому лицу, один экземпляр заключения приобщается к материалам проверки.

Заключение на возражения по акту проверки подготавливается и направляется проверенному юридическому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления, в течение 10 рабочих дней с момента получения возражений по акту проверки.

В соответствии с п.58-59 ч.III  Административного регламента, по каждой проведенной проверке ответственное структурное подразделение ФССП России (территориального органа ФССП России) подготавливает директору ФССП России (руководителю территориального органа ФССП России) докладную записку о результатах проверки (далее - доклад) с приложением акта проверки юридического лица в срок до 20 рабочих дней с даты окончания проверки либо, в случае получения возражений проверенного юридического лица по акту проверки, в срок до 20 рабочих дней с момента получения возражений.

В докладе в обобщенном виде приводятся сведения о проверенном юридическом лице, проведенных мероприятиях, основных выявленных нарушениях обязательных требований, а также предложения по применению мер воздействия к юридическому лицу за выявленные нарушения.

На основании п. 60-62 ч. III  Административного регламента директор  ФССП России (руководитель территориального органа ФССП России) по представленным докладу и акту проверки юридического лица в срок не более пяти рабочих дней принимает решение по результатам проверки. В течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия директором ФССП России (руководителем территориального органа ФССП России) решения о применении к проверенному юридическому лицу мер воздействия по результатам проверки, ФССП России (территориальный орган ФССП России) сообщает проверенному юридическому лицу в письменной форме о принятом в отношении него решении. ФССП России (территориальный орган ФССП России) в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения директором ФССП России (руководителем территориального органа ФССП России) о применении  к проверенному юридическому лицу мер воздействия по результатам проверки, размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о принятых мерах воздействия по результатам проверки.

Содержание предписания предусмотрено п.63-64 ч.III, в соответствиии с которыми в нем указывается обязательное для исполнения требование к проверяемому юридическому лицу. В предписании ФССП России (территориальный орган ФССП России) обязывает юридическое лицо устранить выявленные по результатам проверки нарушения и устанавливает сроки устранения нарушений.

В предписании указываются:

1) наименование юридического лица, которому выносится предписание;

2) факты выявленных проверкой нарушений обязательных требований с указанием содержания нарушений;

3) сроки устранения выявленных проверкой нарушений обязательных требований;

4) срок извещения ФССП России (территориального органа ФССП России) о принятии мер по устранению перечисленных в предписании нарушений обязательных требований.

Предписание подготавливается ответственным структурным подразделением ФССП России (территориального органа ФССП России) и подписывается директором ФССП России (руководителем территориального органа ФССП России).

ФССП России (территориальный орган ФССП России) в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания предписания директором ФССП России (руководителем территориального органа), направляет его юридическому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления.

Решение ФССП России (территориального органа ФССП России) об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра, в соответствии с п.67 ч.III  Административного регламента выносится в связи с:

1) однократным грубым нарушением обязательных требований, повлекшим причинение вреда жизни, здоровью или имуществу должника или иных лиц;

2) неоднократным в течение года неисполнением предписаний ФССП России (территориального органа ФССП России), выданных в соответствии с Федеральным законом N230-ФЗ;

3) неоднократным в течение года нарушением обязательных требований, за исключением предусмотренных п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона N230-ФЗ.

Решение об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра оформляется приказом ФССП России (территориального органа ФССП России).

Ответственное структурное подразделение ФССП России (территориального органа ФССП России) в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем издания приказа, исключает сведения о юридическом лице из государственного реестра.

В соответствии с п.69 ч.III  Административного регламента результатом административной процедуры является:

составление акта проверки;

составление заключения на возражения по акту проверки (при наличии возражений);

подготовка доклада;

применение мер воздействия (выдача предписания, принятие решения об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра, составление протокола об административном(ых) правонарушении(ях);

направление материалов об административном(ых) правонарушении(ях) в уполномоченные в соответствии с компетенцией органы для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.

Способ фиксации результатов выполнения административной процедуры закреплен п.70 ч.III  Административного регламента, им является:

акт проверки;

заключение на возражения по акту проверки (при наличии возражений);

доклад;

предписание;

решение об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра;

протокол об административном(ых) правонарушении(ях) и материалы проверки.

Время создания/изменения документа: 12 февраля 2020 17:30 / 12 февраля 2020 17:51

Версия для печати